The cure for anything is salt water - sweat, tears or the sea
у меня, конечно, есть лайвлиб, но все равно буду вести список здесь. в основном ради того, чтобы оставить комментарии к прочитанному. ну и, вдруг кто-нибудь чем-нибудь заинтересуется, или захочет обсудить? :З
пост поднимается в конце каждого месяца
мне нравятся сильные персонажи, которые чувствуют механизмы, спрятанные в стенах, большую машину управления и постоянный взгляд Большого Брата, и при этом находят в себе силы бороться с этим (по сравнению с бесхребетным персонажем из "О дивный новый мир", например). так же понравилась притворная немота и глухота, этакий эмоциональный экран. сильные герои, сильный сюжет, приятно читать. попробую посмотреть фильм еще раз, но, все-таки кажется, что, как часто это бывает, экранизация сильно проигрывает. ©
2) "В поисках Аляски", Джон Грин / 5 - читать дальшес некоторым опасением начинала ее читать, потому что с некоторого времени я пристрастилась к классике и современники не вызывают у меня доверия. впрочем, как оказалось, зря. честно, изначально я подумала, что книга про Аляску, про штат, к которому я питаю странную слабость, и, прочитав аннотацию, немного смутилась. но она стоит того. и я считаю, и потом видела чужие комментарии на тему того, что книга похожа на "Пропастью во ржи" Сэлинджера и вот тут наступает момент, когда классика проигрывает современности (хотя, конечно, это только мое личное мнение). главный герой не так раздражающ, как у Сэлинджера, и слог очень приятный (на что я всегда обращаю внимание в первую очередь. проклятье). остальные персонажи тоже очень колоритные и очаровательные.
кажется, что если уж повествование идет про старшеклассников, то и будет на уровне подросткового максимализма (отсылка, опять же, к Сэлинджеру), но оказалось, что нет. автор затрагивает серьезные темы, которые, как мне кажется, еще не будут волновать старшеклассников, но уже заинтересует поколение в возрасте 20-25 лет. религия, жизнь, смерть, и при этом тонко и ненавязчиво вплетен пьяный быт старшеклассников в общежитии, отношения с друзьями, с противоположным полом и планы на будущее.
мне кажется, идеальная книга для нашего возраста - вроде бы уже и взрослеть пора, и в то же время еще хочется задержать уходящую шумную и легкомысленную подростковость.
найдена она, кстати, в этом списке, а вот тут можно узнать несколько интересных фактов о книге от автора. ©
3) "Сильмариллион", Джон Р. Р. Толкин / 5 - читать дальше"Он начался величием и красотой, а кончился мраком и разрушением" (с)
настолько прониклась экранизацией "Хоббита" от Питера Джея, что не захотелось отпускать Средиземье и лапки сами потянулись к Сильмариллиону. некоторое время краем глаза начинала его читать у veternity в е-буке и уже тогда поразилась обилию мудреных имен и названий. хотела начать вести схемы взаимосвязей в этот раз, но все-таки понадеялась на свою память. зря. ну, судя по комментариям, я все-таки не одна такая, кто запутался к 200-ой странице.
несмотря на это, очень затягивает. я даже отложила электронку сначала, хотела заказать в печатном виде, но не выдержала и дочитала - а печатную (со всеми приложениями, картами и хронологией) буду перечитывать чуть позже.
шокирует обилием войн и кровопролитий, а так же поведение некоторых эльфов - они всегда казались мне очень (слишком) правильными, благородными и миролюбивыми. а это ведь я даже не про высших эльфов думала.
4) "Нежность волков", Стеф Пенни / 5 - читать дальшеуф. целый день ходила вокруг этого поста, не решаясь приступить к рецензии. не знаю, чем это вызвано. книга не прямо, чтобы уж "тяжелая" или "неприятная" из-за каких-то мелочей, как это бывает с действительно тяжелыми и неприятными книгами. нет, вполне себе обычное приключение, хотя, конечно, "приключение" звучит громко, учитывая, что это просто "жизнь". тяжелая, полная лишений и опасностей, но жизнь. именно так они и жили - первопроходцы и открыватели. те, кто селились в холодных суровых краях северной америки (хотя, кому тут говорить о суровости, не в тропиках живем).
я даже оттягивала дочитывать ее несколько дней, что-то отвергало. может быть, некоторые персонажи? или то, насколько там все реально, и то, настолько страшнее от опасностей, потому что они реальнее. еще, конечно же - непривычное для меня время. в начале чтения в голове были ассоциации с "Милосердием" - зима в провинции, женщины, защищающие своих родных и тайна убийства. и велико было мое удивление, когда в примечаниях я увидела, что речь идет о 19 веке! впрочем, автор прекрасно справилась, описывая все, так что со временем картинки из "Милосердия" испарились и осталось то, что было в книге. жалко, кстати, некоторых персонажей, если даже не всех, потому что, ну что это за жизнь? у многих столько тяжестей и потерь, начиная с самого детства - миссис Росс, Элизабет, Фрэнсис... Фрэнсиса, кстати, было жальче всех, потому что, да, я падок на красивых людей и меня сразу к нему ссимпатизировало. хотя, я почему-то искренне отвергала его идею любви к Лорану. в целом, это довольно логично - его нельзя было сделать девушкой, потому что никакая девушка вот так не ринулась бы за убийцей, а даже если бы автор и прописал такое - получилось бредово и мери-сьюшно, дамский романчик, а не серьезное чтиво; но почему бы их двоих нельзя было оставить друзьями? настолько платоническими, что Фрэнсис в любом бы случае сделал то, что сделал? я, конечно, не гомофоб (это было бы смешно, если бы я им была), но в последнее время геи в кино и литературе - такой мейнстрим, что я каждый раз с ужасом думаю, что автор сделал это специально, чтобы потешить публику. на Стеф я так не подумала, но червечок сомнений грыз.
индейцы, как всегда, потрясающи. Джейкобу хочется доверять с самого начала, да и Паркер тоже со временем (благодаря миссис Росс) окутывается дымкой эпичности и благородства.
и пейзажи. не то, чтобы автор заостряла на них внимание или описывала по пол главы, но они очень ясно предстают перед глазами, восхитительные в своей самобытности и дикости. ©
5) "Страх и трепет", Амели Нотомб / 2 - читать дальшевот и первые ласточки это было странно. честно, не понимаю, за что эта книга получала награды и вообще стала такой популярной. ну, возможно она переживал свое время. конечно, в 90-ые годы миру было интересно, что там происходит в корпорациях Японии, и, возможно, все действительно было так жестко (да я в общем-то, в этом не сомневаюсь), но по прошествии двадцати двух лет, происходящее там кажется слегка сюрреалистичным. все-таки Япония стала более терпима к западу. хотя, что больше всего вызывает гнев и желание откинуть книгу подальше - поведение главной героини. написано, что это автобиографичный роман и от такого расклада становится еще противнее. все еще кажется, что главная героиня - мазохистка, постоянно прикидывающейся дурочкой, и получающая за это люлей. иначе я даже не представляю, как можно вести себя так глупо (получить высшее образование и не уметь посчитать цифры на калькуляторе? серьезно?) и без чувства собственного достоинства, позоря собственную нацию, да еще и получая от этого в какой-то степени удовольствие.
7) "Бег на трех ногах", Чарльз П. Кроуфорд / 4 - читать дальшебыстро и печально [2]. везет мне наталкиваться в последнее время на маленькие грустные книжки.
кстати, читала ее по рекомендации в соо по Дому, но я бы сказала, что она больше похожа на "В поисках Аляски", чем на Дом. Эми, конечно, спокойнее Аляски, но Брент похож на Толстячка, а Кирк - вылитый Полковник.авторы, хватит уже убийств ©
8) "Восток", Эдит Патту / 4 - читать дальшесказка для взрослых. словно Жюль Верн решил переписать Снежную королеву и Аленький цветочек. именно эти вставки выживания в стиле Жюль Верна добавляют очарования. ©
9) "Убить пересмешника", Харпер Ли / 5 - читать дальшея все такой же фанат американской школьной программы =.= меня преследовали книги про сильных женщин, теперь переключилась на пацанок. на самом деле, тут не то, чтобы была какая-то особая завязка - просто жизнь одной из семей Америки 40-х со своими радостями и проблемами. мне почему-то именно такое в последнее время и нравится. чужие реалии повседневности. ©
10) "Похороните меня за плинтусом", Павел Санаев / 4 - читать дальшежалко. всех жалко. бабушка сначала вызывала раздражение, вроде "как так можно?", но потом все встало на свои места, и ее, если честно, жальче чуть ли не больше всех.
12) "Когда бог был кроликом", Сара Уинман / 5 - читать дальшена самом деле, книга оставила странное послевкусие, и я разрываюсь между "4", "5" и"10" "5+". первая треть книги очень сильно напоминала "Убить пересмешника", что в общем немудрено - девочка-почти пацанка, вырастающая в обществе старшего (на 4 года) брата, впервые сталкивающаяся с проблема взрослого мира в лице проблем своих родителей. у этих двух книг разница в хронологии - примерно 40 лет, а в целом ничего не изменилось. Англия такая Англия. и вот девочка дорастает до 11 лет - а затем сразу, резко, ей уже 27, все люди, которых она знала, стареют, умирают, попадают в неприятности. тут уже ничего не остается от похожести на "Пересмешника" и книга по-настоящему начинает цеплять. может быть, в целом потому, что время для меня вообще болезненная материя, а особенно когда вот такие резкие скачки почти через десять лет, когда очень легко сравнить, как было и как стало. это всегда толкает на пугающие мысли о том, что будет с тобой самим в будущем.
еще одна примечательная вещь - в первой половине книге рассказчица все-таки больше акцентировала внимание на себе, пропускала происходящие события и людей через призму собственного взгляда. во второй же половине появляется ощущение, что она становится просто наблюдателем и рассказчиком. уже больше и глубже истории про людей, снимавших комнаты в их доме, ее подругу и, конечно, брата. под конец уже невозможно сказать, что рассказчица - главное действующее лицо.
кстати, о брате, Джо. не могу сказать, что он мне сразу понравился. может быть, блин, да, я прониклась к нему темной симпатией, когда выяснилось, что он - гей, хотя - о боже, опять! - это становится трендом в современной литературе и я действительно не люблю такие ходы.
но, во-первых, меня растрогала история с Чарли (как раз тут, кажется, начинаются первые пробы рассказчицы на акцентировании внимания на ком-то, кроме себя), а во-вторых... ну, я всегда очень трепетно воспринимаю действительно настоящую братско-сестринскую и братско-братскую связь, и это место, где
- Я не могу терпеть, когда тебе делают больно.
сделало меня выть, рыдать и кататься по полу (ну, в душе. ибо я читала книгу в институте, а там так не сделаешь. впрочем, я перечитала это место раза три-четыре). Наверное, после этого мне Джо начал симпатизировать по-настоящему. я не люблю то время, когда он был в Нью-Йорке, потому его образ жизни там звучит вульгарно (возможно, в 1995 это и было что-то особенно богемное, но теперь такая жизнь? уж простите). и поэтому концовка меня одновременно и обрадовала, и нет. хорошо, что Джо стал таким, но мне не понравилась идея с 9/11 и амнезией - 9/11 слишком болезненно, а амнезия... слишком прозаично, что ли.
кстати, иногда может показаться, что как-то уж слишком там у многих все хорошо заканчивается - у того же Джо, Артура, Джен Пенни, но если вспомнить, через что они прошли - чтобы заслужить этот хэппи энд... что ж, они его действительно заслужили.
и отдельное слово для родителей. они просто потрясающие люди. принимать своих детей такими, какие они есть, принимать других людей, такими как есть, сохранить родное гнездо, которое так много значит для детей - я, считаю, это волшебство.
и, несмотря на, кажется, самую большую рецензию здесь, я все еще разрываюсь между "книгу - в любимые!" и "да так, середнячок, быстро забудется".
но если кому-то советовать читать ли - то, конечно, я выберу первый вариант. потому, что на самом деле я люблю книги, которые загоняют меня в легкую степень серьезного анабиоза и занимают мысли еще целый день, а потом еще несколько недель возвращаются отголосками.
по моему настроению это напоминает "Нежность волков" и, немного, "В поисках Аляски".
пост про музыкальную ассоциацию и пара важных цитат | ©
13) "1Q84. Книга 1. Апрель-июнь", Харуки Мураками / 3 - читать дальшеона как человек - на 70% состоит из воды. не знаю, то ли мне приелся так горячо любимый Мураками, то ли я после американской классики и современников не смогла переключиться на неспешных японцев. почему-то стали раздражать даже привычные Муракамовские штампы - дотошливое описание приготовления еды, фетиш на уши и немного отстраненные рассуждения о сексе. в общем-то, не то, чтобы в книге совсем ничего не происходило, но персонажи думают слишком много, да еще и по нескольку раз об одном и том же. хотя, если честно, ближе к концу стало уже просто интересно, чем все закончится, буду читать остальные. ©
14) "1Q84. Книга 2. Июль-сентябрь", Харуки Мураками / 4 - читать дальшелучше, чем первая. раза в полтора меньше, события развиваются быстрее, да и разобралась уже кто, куда, зачем и с кем. все еще интересно, чем закончится, все-таки это фишка книг Мураками - они действительно непредсказуемые. ©
15) "Взгляд кролика", Кэндзиро Хайтани / 4 - читать дальшев последнее время все чаще уводит меня в детско-подростковые книжки. Лий начал расти в другую сторону, лол. ну, по-крайней мере, они более познавательны и милы. что касается "Взгляда кролика": тема учитель-ученик, кажется, так же актуальна, как тема отцов-детей. эх, выпустили бы ее еще во втором варианте, более взрослая по стилистике и полная редакция.
16) "1Q84. Книга 3. Октябрь-декабрь", Харуки Мураками / 4 - читать дальшекак это бывает с любой большой книгой, уже успела привязаться и, хотя я не могу сказать, что мне будет не хватать истории, чувство какой-то легкой опустошенности есть. наконец-то настроилась на неспешное повествование Мураками, от которого отвыкла, зачитываясь американской литературой. то, как он дотошно описывает мельчайшие бытовые действия поразительно успокаивает, хочется самому делать все неспешно и вдумчиво. на фоне этого последняя сотня страниц, когда все внезапно очень быстро разрешилось и закончилось, озадачила. впрочем, я все равно испытала какое-то личное облегчение, когда они вернулись в 1984. поняла, что мне не нравится Аомамэ, в течение всей книги сопереживала ей, потому и не замечала, а когда все закончилось - как-то не сложилось. но мне нравится Тенго, хотя и не его страсть к математике, конечно
интересно, конечно было узнать, что стало с теми, кто остался в 1Q84-ом, но главные герои были не в том положении, чтобы волноваться об этом, и мы с ними заодно.
в целом, несмотря на довольно положительное отношение, считаю, что меньший объем книги было бы горазо приятнее читать, хотя я, конечно, не могу не рукоплескать обилию идей (и каких идей!) в голове Мураками. ©
в любом случае, кажется, не мой жанр. напомнило зарубежные детективы 90-х годов. хотя, конечно, это здорово, что русский человек смог так приближенно к оригиналу описать и сам Нью-Йорк, и жизнь в нем.
начиналось все хорошо, текст был полный, понятны все передвижения и действия персонажей, + описание природы очень сильно напоминало мне Бредбери, но где-то с середины скатилось. внезапные скачки сюжета без каких-либо разделений или переносов, диалоги сразу же одни за другим - еще несколько секунд приходилось сидеть и пытаться понять, откуда это и что произошло. к тому же, главный герой, Майкл, уже почти с самого начала раздражал своим поведением.
кроме всего прочего, сюжет напомнил "Роковое число 23".
18) "Сто лет одиночества", Габриэль Гарсиа Маркес / 5 - читать дальше"раньше у нас было время, теперь у нас есть дела": цитата Нау - первое, что приходит в голову после прочтения. не из-за сюжета (хотя из-за него отчасти тоже), а из-за стилистики Маркеса. слишком привыкаешь к схеме "завязка - повествование - развязка", так что слегка теряешься, когда повествование идет на одной волне, без резких скачков и поворотов.
на самом деле, я долго откладывала чтение этой книги, потому что путала ее с "Время жить и время умирать" Ремарка (она меня потрясла и напугала с самой первой страницы. кажется, для Ремарка нужно особое настроение). Маркес запал в голову после "В поисках Аляски" - "Генерал в своем лабиринте" был любимой книгой Аляски. я (все еще считая, что "Сто лет..." это "Время жить...") решила начать с Генерала. сразу же влюбилась в слог, такой же ровный и легкий, но при этом насыщенный, как и все повествование, и потому схватилась за "Сто лет".
прозаично думала, что это роман про одного человека (в общем-то одиночество оно для одного... должно быть), меня даже не смутило целое столетие. то, что одинокой может быть целая семья в несколько поколений - потрясает. и кто-то может спорить, что это неправда, но Маркес преподносит все доказательства на блюдечке, но прикрытые салфетко - он не говорит, что "этот и этот одиноки, потому, что...", оно самое врывается и скользит между строк. чем дальше - тем ужаснее. не то, чтобы "род выраждался" или что-то в таком духе, но моя симпатия как была, так и осталась на стороне первых поколений. концовка пробирает до мозга костей. она настолько кощунственная и при этом правильная, что теряешь дар речи.
и если судить по схеме "завязка - повествование - развязка" - книга не представляет ничего особенного. но на то Маркес и писатель с мировой славой, что не подстраивается под рамки.
19) "Я - легеда", Ричард Матесон / 5 - читать дальшевнезапно прочитала за пару часов утром.
думала, что книга про зомби, на самом деле. просто настолько привычно, что "зараженные" значит "зомби, что "вампиры" повергли в легкое недоумение. замечательно, что Роберт не сидит сложив руки (точнее, не просто выживает, ничего не пытаясь понять), а изучает, стремится узнать с чем имеет дело. весь "вампиризм" и его признаки ясно расписаны - чего и почему боятся "вампиры". понравилась идея с религиозность, разъяснения, почему "вампиры" боятся распятий.
у медали две стороны. ты считаешь чудовищами одних, другие тебя считают чудовищем. примечательно, что в конце Роберт сам стал называть их "людьми", хотя они остались зараженными, пусть и начали пытаться бороться с этим, строить новое общество.
и, как это уже было с "Нежностью волков", восхищаюсь несоответствием времени. книга была написана в 1954 году, но по мере чтения создается впечатление, что герой живет в 80-90х годах.
как и с "Великим Гэтсби", немного жалею, что экранизацию надо смотреть после прочтения книги. впрочем, если Ди Каприо еще как-то можно подвести под образ Гетсби, то с какой радости Уилла Смита взяли на роль Роберта - абсолютно непонятно.
20) "Холодный сон", "Холодный свет" и "Холодный жар", Конохара Нарисэ (BL-новеллы) / 4 - читать дальшев общем-то, я не хотела писать на них рецензии, потому что по сути это - яойная манга, только в прозе. только, если пораскинуть мозгами, работа действительно хорошая. потому, что потом я пролистнула, чтобы освежить в памяти, "Лунный свет" Сииры Го и "Клетка с открытой дверцей" Шизаки Ю, и поняла, насколько серия "Холодностей" стоит выше по уровню. там нет таких расписанных постельных сцен, как в других bl-новеллах, но они и не нужны, оказывается. все очень гармонично: никаких внезапных влюбленностей, глупых совпадений и прочих сказок.
интересно получается все-таки, что люди любят больше тех, кто добр и вежлив (ну, это логично, лол). здесь прослеживается особенно сильно: когда к Тору вернулась память, я от всей души пожелала, чтобы она не возвращалась. конечно, он не с жиру так бесился, у него были свои причины и серьезные, но я ничего не могла поделать с чувством злости по отношению к нему и скучала по старому Тору. хорошо, что в конце концов он все-таки успокоился.
Фудзисима хоть и кажется тряпкой на первый взгляд, на самом деле, потрясающей силы человек. через столько пройти - и все вытерпеть, довести до конца. особенно больно было за него, когда к Тору вернулась память - шесть лет прожить с любимым человеком, который в одночасье становится врагом. третий том вообще не особо приятен. он как "Драко Малфой и бесконечное счастье" у Джуд - вроде бы и окончательно все, но лучше бы, блин, не было =.=
21) "Дом на краю света", Майкл Каннингем (перечитано) / 5 - читать дальше читала сразу после "Колыбельной" Паланика, да еще настолько в спешке, что не запомнила абсолютно ничего. теперь оказывается, что это моя вторая книга в списке любимых (вот ирония, что первая - "Дом, в котором..."). может быть, потому что отчасти она напоминает любимый фильм "Начинающие" - не то, чтобы в целом, но по атмосферности. очень удачно охватывает стилистику хороших классических писателей по наполненности сюжета, может быть, не в плане событий, а именно по описанию чувств персонажей, а так же современников андеграуда вроде Паланика и Коупленда. только в отличии, от них, не полна безудержным скептицизмом и агрессией (из-за чего я собственно теперь не могу читать ни того, ни другого), а более спокойная.
хороший ход, что повествование идет от первого лица сразу нескольких героев: множество мнений это все-таки не одно.
и да, временные рамки. моя больная тема. + отношения родителей-детей сразу в двух поколениях, и с разными характерами.
к тому же, Клэр, Бобби и Джонатан довольно неординарные личности. впрочем, они там все такие.
Джонатан почему-то напомнил Джо из "Когда Бог был кроликом". ну, с одной чертой, конечно, понятно, но даже в целом, есть у них что-то общее.
подсознание внезапно зацепилось за момент:
есть какая-то дикость в этой мелочи. решалась судьба как минимум четырех человек, а тут - обычная, в общем-то, разделительная дорожная линия.
ну и конечно, отношения Бобби и Джонатана. они напоминают Духа и Стива из "Потерянных душ", только без брайтовского психодела.
она такая... с одной стороны вроде просто андеграудное чтиво, но с другой заставляет задуматься о многих вещах. ©
22) Альманах "Рассказы новых писателей - 2012" / 3 - читать дальшерешила проверить, как обстоят дела на современном русском литературном поприще. на вкус и цвет, как говорится. есть хорошие, некоторые вызвали откровенное недоумение, учитывая, что это победители конкурса "Новые писатели". Особенно понравилось "Здравствуй, Моцарт, я - Сальери". почему-то запомнилась "Чеширская история", хотя с первого раза она мне не понравилась. откровенное отвращение вызвал "Женщина, которая нужна" - нельзя так; разное в жизни бывает, но это мерзко.
в целом, поразительно, насколько все рассказы в целом пропитаны печалью и отчаянием. будь я иностранцем и прочитав эту книгу, я бы подумала, что в России все очень и очень плохо, и даже люди, которые кажутся счастливыми, просто притворяются.
обложка довольна мрачная, да и аннотация не очень веселит, так что я думала, что это будет что-то вроде "Толстой тетради" Аготы Кристоф... а больше похоже на "Сердца в атлантиде" Кинга (особенно сильно стало похоже из-за этой фотографии). начало мрачное и пугающее, скорее даже своей неизвестностью, чем всеобщей атмосферой. ну и конечно, эти фотографии с детьми (вот уж что на высшем уровне у книги - так это оформление. я даже рада, что читала ее печатную, потому что не уверена, что во многих электронках передано было бы абсолютно все). потом становится грустно за детей, живущих в воронке. ну а затем это начинает напоминать сказочный роман для детей. находится плохой дядька, хорошие его побеждают... не могу не сказать, что понравился отчасти открытый финал. ну, он такой обнадеживающий, ты почему-то знаешь, что у них в любом случае теперь все получится.
а еще было потрясающее место в фотографиях, на которое я смотрела несколько минут. от этого "вот почему" сердце пропускает удар.
24) "С точки зрения Тролля", Эллен Датлоу / 4 - читать дальшезадумка, безусловно, интересная. исполнение же напоминает сборник рассказов молодых писателей с какой-нибудь не очень известной книжной премии. некоторые сказки к тому же было не так-то просто узнать, наверное, причина в различном менталитете. понравилась предыстория ведьмы из "Гензель и Гретель" («Хрупкое создание») и «Замок Отелло» , а вот «Игра в Золушку» оказалась по-настоящему жуткой.
"К востоку от Эдема", Джон Стейнбек / 5 - читать дальшетак уж случилось, что я решила заканчивать с чтение художественных книг и перебираться на более серьезную литературу, потому что в какой-то момент романы, пусть даже самые интеллектуальные, перестали давать дальнейшие развитие. и, как назло, "К востоку от Эдема" оказалась очень... мудрой книгой. я не очень верила Стейнбеку после "О мышах и людях", но все же решила ознакомиться с его взрослыми произведениями ("О мышах..." читают в американских школах) и была очень и очень приятно удивлена. Стейнбек вписывает житейские философские размышления в текст очень гармонично, оно не кажется тягамотиной или отсебятиной, как это иногда бывает. Адам, протагонист, можно сказать, окружен поистине прекрасными людьми, ему даже можно завидовать белой завистью. а отношения в семье, пусть это было и не сто лет, все равно почему-то напоминают Маркеса. ©
26) "Шум прибоя", Юкио Мисима / 3 - читать дальшев очередной раз убедилась, что Мисима - не мой писатель. книга милая, конечно, и море почти такое, как я люблю, но все равно что-то не так.
27) "О блаженной жизни", Луций Сенека - читать дальшедовольно обидно, начинать читать философию для развития, и понимать, что ты это уже знаешь.
28) "Лето с чужими", Таити Ямада / 2 - читать дальшекто-то где-то голословно заявил, что Ямада - второй Мураками (или наоборот). даже рядом не стояло. редкостная тягамотина и предсказуемость.
30) "У-гу", Карл Хайасен / 4
31) "Шляпа, полная небес", Терри Пратчетта / 3
![](http://media.tumblr.com/e2ae39834137ef8b05bdfd398847b058/tumblr_inline_mkxk6yWIQV1rzgahf.png)
1) "Поселок", Кир Булычев / 5 - читать дальше
![](http://media.tumblr.com/83f69b465b135da984ad4110f263a0c6/tumblr_inline_mkxk79yrhe1rzgahf.png)
пост поднимается в конце каждого месяца
2013
~ ЯНВАРЬ
1) "Пролетая над гнездом кукушки", Кен Кизи / 5 - читать дальшегде-то около года назад начинала смотреть фильм, и он меня, честно говоря, не вдохновил. поэтому книгу откладывала долго, хотя она и считается классикой литературы, и мелькает во многих списках "рекомендуется к прочтению". зря оттягивала, кстати, хотя может и наоборот. принимая во внимание недавно перечитанный "Дом, в котором..." пошла она просто прекрасно. во-первых, с некоторых пор я люблю все уголки Америки 40-60х, а во-вторых, после "Дома", тема психиатрической больницы именно со стороны заключенного там, скажем так, больного, воспринимается как-то более гладко. (я не имею ввиду, что в Доме все шизофреники, просто некоторые сцены параноидального восприятия персонажа Кена Кизи после Дома предстают в более понятном свете). мне нравятся сильные персонажи, которые чувствуют механизмы, спрятанные в стенах, большую машину управления и постоянный взгляд Большого Брата, и при этом находят в себе силы бороться с этим (по сравнению с бесхребетным персонажем из "О дивный новый мир", например). так же понравилась притворная немота и глухота, этакий эмоциональный экран. сильные герои, сильный сюжет, приятно читать. попробую посмотреть фильм еще раз, но, все-таки кажется, что, как часто это бывает, экранизация сильно проигрывает. ©
2) "В поисках Аляски", Джон Грин / 5 - читать дальшес некоторым опасением начинала ее читать, потому что с некоторого времени я пристрастилась к классике и современники не вызывают у меня доверия. впрочем, как оказалось, зря. честно, изначально я подумала, что книга про Аляску, про штат, к которому я питаю странную слабость, и, прочитав аннотацию, немного смутилась. но она стоит того. и я считаю, и потом видела чужие комментарии на тему того, что книга похожа на "Пропастью во ржи" Сэлинджера и вот тут наступает момент, когда классика проигрывает современности (хотя, конечно, это только мое личное мнение). главный герой не так раздражающ, как у Сэлинджера, и слог очень приятный (на что я всегда обращаю внимание в первую очередь. проклятье). остальные персонажи тоже очень колоритные и очаровательные.
кажется, что если уж повествование идет про старшеклассников, то и будет на уровне подросткового максимализма (отсылка, опять же, к Сэлинджеру), но оказалось, что нет. автор затрагивает серьезные темы, которые, как мне кажется, еще не будут волновать старшеклассников, но уже заинтересует поколение в возрасте 20-25 лет. религия, жизнь, смерть, и при этом тонко и ненавязчиво вплетен пьяный быт старшеклассников в общежитии, отношения с друзьями, с противоположным полом и планы на будущее.
мне кажется, идеальная книга для нашего возраста - вроде бы уже и взрослеть пора, и в то же время еще хочется задержать уходящую шумную и легкомысленную подростковость.
Когда взрослые с характерной глупой и хитрой улыбкой говорят: „А, молодые думают, что будут жить вечно“, они даже не представляют, насколько они правы. Терять надежду нельзя, потому что человека невозможно сломать так, чтобы его нельзя было восстановить. Мы считаем, что мы будем жить вечно, потому что мы будем жить вечно. Мы не рождаемся и не умираем. Как и любая другая энергия, мы лишь меняем форму, размер, начинаем иначе проявлять себя. Когда человек становится старше, он об этом забывает. Взрослые боятся потерять и боятся оставить кого-то. Но та часть человека, которая значит больше суммы составных его частей, не имеет ни начала, ни конца, и она не может уйти.
найдена она, кстати, в этом списке, а вот тут можно узнать несколько интересных фактов о книге от автора. ©
3) "Сильмариллион", Джон Р. Р. Толкин / 5 - читать дальше"Он начался величием и красотой, а кончился мраком и разрушением" (с)
настолько прониклась экранизацией "Хоббита" от Питера Джея, что не захотелось отпускать Средиземье и лапки сами потянулись к Сильмариллиону. некоторое время краем глаза начинала его читать у veternity в е-буке и уже тогда поразилась обилию мудреных имен и названий. хотела начать вести схемы взаимосвязей в этот раз, но все-таки понадеялась на свою память. зря. ну, судя по комментариям, я все-таки не одна такая, кто запутался к 200-ой странице.
несмотря на это, очень затягивает. я даже отложила электронку сначала, хотела заказать в печатном виде, но не выдержала и дочитала - а печатную (со всеми приложениями, картами и хронологией) буду перечитывать чуть позже.
шокирует обилием войн и кровопролитий, а так же поведение некоторых эльфов - они всегда казались мне очень (слишком) правильными, благородными и миролюбивыми. а это ведь я даже не про высших эльфов думала.
4) "Нежность волков", Стеф Пенни / 5 - читать дальшеуф. целый день ходила вокруг этого поста, не решаясь приступить к рецензии. не знаю, чем это вызвано. книга не прямо, чтобы уж "тяжелая" или "неприятная" из-за каких-то мелочей, как это бывает с действительно тяжелыми и неприятными книгами. нет, вполне себе обычное приключение, хотя, конечно, "приключение" звучит громко, учитывая, что это просто "жизнь". тяжелая, полная лишений и опасностей, но жизнь. именно так они и жили - первопроходцы и открыватели. те, кто селились в холодных суровых краях северной америки (хотя, кому тут говорить о суровости, не в тропиках живем).
я даже оттягивала дочитывать ее несколько дней, что-то отвергало. может быть, некоторые персонажи? или то, насколько там все реально, и то, настолько страшнее от опасностей, потому что они реальнее. еще, конечно же - непривычное для меня время. в начале чтения в голове были ассоциации с "Милосердием" - зима в провинции, женщины, защищающие своих родных и тайна убийства. и велико было мое удивление, когда в примечаниях я увидела, что речь идет о 19 веке! впрочем, автор прекрасно справилась, описывая все, так что со временем картинки из "Милосердия" испарились и осталось то, что было в книге. жалко, кстати, некоторых персонажей, если даже не всех, потому что, ну что это за жизнь? у многих столько тяжестей и потерь, начиная с самого детства - миссис Росс, Элизабет, Фрэнсис... Фрэнсиса, кстати, было жальче всех, потому что, да, я падок на красивых людей и меня сразу к нему ссимпатизировало. хотя, я почему-то искренне отвергала его идею любви к Лорану. в целом, это довольно логично - его нельзя было сделать девушкой, потому что никакая девушка вот так не ринулась бы за убийцей, а даже если бы автор и прописал такое - получилось бредово и мери-сьюшно, дамский романчик, а не серьезное чтиво; но почему бы их двоих нельзя было оставить друзьями? настолько платоническими, что Фрэнсис в любом бы случае сделал то, что сделал? я, конечно, не гомофоб (это было бы смешно, если бы я им была), но в последнее время геи в кино и литературе - такой мейнстрим, что я каждый раз с ужасом думаю, что автор сделал это специально, чтобы потешить публику. на Стеф я так не подумала, но червечок сомнений грыз.
индейцы, как всегда, потрясающи. Джейкобу хочется доверять с самого начала, да и Паркер тоже со временем (благодаря миссис Росс) окутывается дымкой эпичности и благородства.
и пейзажи. не то, чтобы автор заостряла на них внимание или описывала по пол главы, но они очень ясно предстают перед глазами, восхитительные в своей самобытности и дикости. ©
5) "Страх и трепет", Амели Нотомб / 2 - читать дальше
~~~
~ ФЕВРАЛЬ
6) "О мышах и людях", Джон Стейнбек / 4 - читать дальшебыстро и печально.7) "Бег на трех ногах", Чарльз П. Кроуфорд / 4 - читать дальшебыстро и печально [2]. везет мне наталкиваться в последнее время на маленькие грустные книжки.
кстати, читала ее по рекомендации в соо по Дому, но я бы сказала, что она больше похожа на "В поисках Аляски", чем на Дом. Эми, конечно, спокойнее Аляски, но Брент похож на Толстячка, а Кирк - вылитый Полковник.
8) "Восток", Эдит Патту / 4 - читать дальшесказка для взрослых. словно Жюль Верн решил переписать Снежную королеву и Аленький цветочек. именно эти вставки выживания в стиле Жюль Верна добавляют очарования. ©
9) "Убить пересмешника", Харпер Ли / 5 - читать дальшея все такой же фанат американской школьной программы =.= меня преследовали книги про сильных женщин, теперь переключилась на пацанок. на самом деле, тут не то, чтобы была какая-то особая завязка - просто жизнь одной из семей Америки 40-х со своими радостями и проблемами. мне почему-то именно такое в последнее время и нравится. чужие реалии повседневности. ©
10) "Похороните меня за плинтусом", Павел Санаев / 4 - читать дальшежалко. всех жалко. бабушка сначала вызывала раздражение, вроде "как так можно?", но потом все встало на свои места, и ее, если честно, жальче чуть ли не больше всех.
~~~
~ МАРТ
11) "Свой среди волков", Шон Эллис / 5 - читать дальшепотрясающее сочетание документалистики и художественного романа, из разряда книг, которые обязательно нужно будет дать прочитать своим детям. я поистине восхищаюсь этим человеком, в особенности его философией по отношению к природе и месту человека в ней. ©12) "Когда бог был кроликом", Сара Уинман / 5 - читать дальшена самом деле, книга оставила странное послевкусие, и я разрываюсь между "4", "5" и
еще одна примечательная вещь - в первой половине книге рассказчица все-таки больше акцентировала внимание на себе, пропускала происходящие события и людей через призму собственного взгляда. во второй же половине появляется ощущение, что она становится просто наблюдателем и рассказчиком. уже больше и глубже истории про людей, снимавших комнаты в их доме, ее подругу и, конечно, брата. под конец уже невозможно сказать, что рассказчица - главное действующее лицо.
кстати, о брате, Джо. не могу сказать, что он мне сразу понравился. может быть, блин, да, я прониклась к нему темной симпатией, когда выяснилось, что он - гей, хотя - о боже, опять! - это становится трендом в современной литературе и я действительно не люблю такие ходы.
но, во-первых, меня растрогала история с Чарли (как раз тут, кажется, начинаются первые пробы рассказчицы на акцентировании внимания на ком-то, кроме себя), а во-вторых... ну, я всегда очень трепетно воспринимаю действительно настоящую братско-сестринскую и братско-братскую связь, и это место, где
- Я не могу терпеть, когда тебе делают больно.
сделало меня выть, рыдать и кататься по полу (ну, в душе. ибо я читала книгу в институте, а там так не сделаешь. впрочем, я перечитала это место раза три-четыре). Наверное, после этого мне Джо начал симпатизировать по-настоящему. я не люблю то время, когда он был в Нью-Йорке, потому его образ жизни там звучит вульгарно (возможно, в 1995 это и было что-то особенно богемное, но теперь такая жизнь? уж простите). и поэтому концовка меня одновременно и обрадовала, и нет. хорошо, что Джо стал таким, но мне не понравилась идея с 9/11 и амнезией - 9/11 слишком болезненно, а амнезия... слишком прозаично, что ли.
кстати, иногда может показаться, что как-то уж слишком там у многих все хорошо заканчивается - у того же Джо, Артура, Джен Пенни, но если вспомнить, через что они прошли - чтобы заслужить этот хэппи энд... что ж, они его действительно заслужили.
и отдельное слово для родителей. они просто потрясающие люди. принимать своих детей такими, какие они есть, принимать других людей, такими как есть, сохранить родное гнездо, которое так много значит для детей - я, считаю, это волшебство.
и, несмотря на, кажется, самую большую рецензию здесь, я все еще разрываюсь между "книгу - в любимые!" и "да так, середнячок, быстро забудется".
но если кому-то советовать читать ли - то, конечно, я выберу первый вариант. потому, что на самом деле я люблю книги, которые загоняют меня в легкую степень серьезного анабиоза и занимают мысли еще целый день, а потом еще несколько недель возвращаются отголосками.
по моему настроению это напоминает "Нежность волков" и, немного, "В поисках Аляски".
пост про музыкальную ассоциацию и пара важных цитат | ©
13) "1Q84. Книга 1. Апрель-июнь", Харуки Мураками / 3 - читать дальшеона как человек - на 70% состоит из воды. не знаю, то ли мне приелся так горячо любимый Мураками, то ли я после американской классики и современников не смогла переключиться на неспешных японцев. почему-то стали раздражать даже привычные Муракамовские штампы - дотошливое описание приготовления еды, фетиш на уши и немного отстраненные рассуждения о сексе. в общем-то, не то, чтобы в книге совсем ничего не происходило, но персонажи думают слишком много, да еще и по нескольку раз об одном и том же. хотя, если честно, ближе к концу стало уже просто интересно, чем все закончится, буду читать остальные. ©
14) "1Q84. Книга 2. Июль-сентябрь", Харуки Мураками / 4 - читать дальшелучше, чем первая. раза в полтора меньше, события развиваются быстрее, да и разобралась уже кто, куда, зачем и с кем. все еще интересно, чем закончится, все-таки это фишка книг Мураками - они действительно непредсказуемые. ©
~~~
~ АПРЕЛЬ
15) "Взгляд кролика", Кэндзиро Хайтани / 4 - читать дальшев последнее время все чаще уводит меня в детско-подростковые книжки. Лий начал расти в другую сторону, лол. ну, по-крайней мере, они более познавательны и милы. что касается "Взгляда кролика": тема учитель-ученик, кажется, так же актуальна, как тема отцов-детей. эх, выпустили бы ее еще во втором варианте, более взрослая по стилистике и полная редакция.
16) "1Q84. Книга 3. Октябрь-декабрь", Харуки Мураками / 4 - читать дальшекак это бывает с любой большой книгой, уже успела привязаться и, хотя я не могу сказать, что мне будет не хватать истории, чувство какой-то легкой опустошенности есть. наконец-то настроилась на неспешное повествование Мураками, от которого отвыкла, зачитываясь американской литературой. то, как он дотошно описывает мельчайшие бытовые действия поразительно успокаивает, хочется самому делать все неспешно и вдумчиво. на фоне этого последняя сотня страниц, когда все внезапно очень быстро разрешилось и закончилось, озадачила. впрочем, я все равно испытала какое-то личное облегчение, когда они вернулись в 1984. поняла, что мне не нравится Аомамэ, в течение всей книги сопереживала ей, потому и не замечала, а когда все закончилось - как-то не сложилось. но мне нравится Тенго, хотя и не его страсть к математике, конечно
![:D](http://static.diary.ru/picture/1131.gif)
в целом, несмотря на довольно положительное отношение, считаю, что меньший объем книги было бы горазо приятнее читать, хотя я, конечно, не могу не рукоплескать обилию идей (и каких идей!) в голове Мураками. ©
~~~
~ МАЙ
17) "40", Александр Саш / 3 - читать дальшене то, чтобы у меня тут не было предвзятого отношения.в любом случае, кажется, не мой жанр. напомнило зарубежные детективы 90-х годов. хотя, конечно, это здорово, что русский человек смог так приближенно к оригиналу описать и сам Нью-Йорк, и жизнь в нем.
начиналось все хорошо, текст был полный, понятны все передвижения и действия персонажей, + описание природы очень сильно напоминало мне Бредбери, но где-то с середины скатилось. внезапные скачки сюжета без каких-либо разделений или переносов, диалоги сразу же одни за другим - еще несколько секунд приходилось сидеть и пытаться понять, откуда это и что произошло. к тому же, главный герой, Майкл, уже почти с самого начала раздражал своим поведением.
кроме всего прочего, сюжет напомнил "Роковое число 23".
18) "Сто лет одиночества", Габриэль Гарсиа Маркес / 5 - читать дальше"раньше у нас было время, теперь у нас есть дела": цитата Нау - первое, что приходит в голову после прочтения. не из-за сюжета (хотя из-за него отчасти тоже), а из-за стилистики Маркеса. слишком привыкаешь к схеме "завязка - повествование - развязка", так что слегка теряешься, когда повествование идет на одной волне, без резких скачков и поворотов.
на самом деле, я долго откладывала чтение этой книги, потому что путала ее с "Время жить и время умирать" Ремарка (она меня потрясла и напугала с самой первой страницы. кажется, для Ремарка нужно особое настроение). Маркес запал в голову после "В поисках Аляски" - "Генерал в своем лабиринте" был любимой книгой Аляски. я (все еще считая, что "Сто лет..." это "Время жить...") решила начать с Генерала. сразу же влюбилась в слог, такой же ровный и легкий, но при этом насыщенный, как и все повествование, и потому схватилась за "Сто лет".
прозаично думала, что это роман про одного человека (в общем-то одиночество оно для одного... должно быть), меня даже не смутило целое столетие. то, что одинокой может быть целая семья в несколько поколений - потрясает. и кто-то может спорить, что это неправда, но Маркес преподносит все доказательства на блюдечке, но прикрытые салфетко - он не говорит, что "этот и этот одиноки, потому, что...", оно самое врывается и скользит между строк. чем дальше - тем ужаснее. не то, чтобы "род выраждался" или что-то в таком духе, но моя симпатия как была, так и осталась на стороне первых поколений. концовка пробирает до мозга костей. она настолько кощунственная и при этом правильная, что теряешь дар речи.
и если судить по схеме "завязка - повествование - развязка" - книга не представляет ничего особенного. но на то Маркес и писатель с мировой славой, что не подстраивается под рамки.
19) "Я - легеда", Ричард Матесон / 5 - читать дальшевнезапно прочитала за пару часов утром.
думала, что книга про зомби, на самом деле. просто настолько привычно, что "зараженные" значит "зомби, что "вампиры" повергли в легкое недоумение. замечательно, что Роберт не сидит сложив руки (точнее, не просто выживает, ничего не пытаясь понять), а изучает, стремится узнать с чем имеет дело. весь "вампиризм" и его признаки ясно расписаны - чего и почему боятся "вампиры". понравилась идея с религиозность, разъяснения, почему "вампиры" боятся распятий.
у медали две стороны. ты считаешь чудовищами одних, другие тебя считают чудовищем. примечательно, что в конце Роберт сам стал называть их "людьми", хотя они остались зараженными, пусть и начали пытаться бороться с этим, строить новое общество.
и, как это уже было с "Нежностью волков", восхищаюсь несоответствием времени. книга была написана в 1954 году, но по мере чтения создается впечатление, что герой живет в 80-90х годах.
как и с "Великим Гэтсби", немного жалею, что экранизацию надо смотреть после прочтения книги. впрочем, если Ди Каприо еще как-то можно подвести под образ Гетсби, то с какой радости Уилла Смита взяли на роль Роберта - абсолютно непонятно.
20) "Холодный сон", "Холодный свет" и "Холодный жар", Конохара Нарисэ (BL-новеллы) / 4 - читать дальшев общем-то, я не хотела писать на них рецензии, потому что по сути это - яойная манга, только в прозе. только, если пораскинуть мозгами, работа действительно хорошая. потому, что потом я пролистнула, чтобы освежить в памяти, "Лунный свет" Сииры Го и "Клетка с открытой дверцей" Шизаки Ю, и поняла, насколько серия "Холодностей" стоит выше по уровню. там нет таких расписанных постельных сцен, как в других bl-новеллах, но они и не нужны, оказывается. все очень гармонично: никаких внезапных влюбленностей, глупых совпадений и прочих сказок.
интересно получается все-таки, что люди любят больше тех, кто добр и вежлив (ну, это логично, лол). здесь прослеживается особенно сильно: когда к Тору вернулась память, я от всей души пожелала, чтобы она не возвращалась. конечно, он не с жиру так бесился, у него были свои причины и серьезные, но я ничего не могла поделать с чувством злости по отношению к нему и скучала по старому Тору. хорошо, что в конце концов он все-таки успокоился.
Фудзисима хоть и кажется тряпкой на первый взгляд, на самом деле, потрясающей силы человек. через столько пройти - и все вытерпеть, довести до конца. особенно больно было за него, когда к Тору вернулась память - шесть лет прожить с любимым человеком, который в одночасье становится врагом. третий том вообще не особо приятен. он как "Драко Малфой и бесконечное счастье" у Джуд - вроде бы и окончательно все, но лучше бы, блин, не было =.=
![](http://static.diary.ru/picture/1177.gif)
хороший ход, что повествование идет от первого лица сразу нескольких героев: множество мнений это все-таки не одно.
и да, временные рамки. моя больная тема. + отношения родителей-детей сразу в двух поколениях, и с разными характерами.
к тому же, Клэр, Бобби и Джонатан довольно неординарные личности. впрочем, они там все такие.
Джонатан почему-то напомнил Джо из "Когда Бог был кроликом". ну, с одной чертой, конечно, понятно, но даже в целом, есть у них что-то общее.
подсознание внезапно зацепилось за момент:
Было мгновение, когда я чуть не повернула назад. Если бы не двойная желтая линия, я бы развернулась.
есть какая-то дикость в этой мелочи. решалась судьба как минимум четырех человек, а тут - обычная, в общем-то, разделительная дорожная линия.
ну и конечно, отношения Бобби и Джонатана. они напоминают Духа и Стива из "Потерянных душ", только без брайтовского психодела.
она такая... с одной стороны вроде просто андеграудное чтиво, но с другой заставляет задуматься о многих вещах. ©
22) Альманах "Рассказы новых писателей - 2012" / 3 - читать дальшерешила проверить, как обстоят дела на современном русском литературном поприще. на вкус и цвет, как говорится. есть хорошие, некоторые вызвали откровенное недоумение, учитывая, что это победители конкурса "Новые писатели". Особенно понравилось "Здравствуй, Моцарт, я - Сальери". почему-то запомнилась "Чеширская история", хотя с первого раза она мне не понравилась. откровенное отвращение вызвал "Женщина, которая нужна" - нельзя так; разное в жизни бывает, но это мерзко.
в целом, поразительно, насколько все рассказы в целом пропитаны печалью и отчаянием. будь я иностранцем и прочитав эту книгу, я бы подумала, что в России все очень и очень плохо, и даже люди, которые кажутся счастливыми, просто притворяются.
~~~
~ ИЮНЬ
23) "Дом странных детей", Ренсом Риггз / 4 - читать дальшевозможно, я бы так и не прочитала ее в ближайшее время, если бы у Verresk не оказалось печатной книги ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
а еще было потрясающее место в фотографиях, на которое я смотрела несколько минут. от этого "вот почему" сердце пропускает удар.
24) "С точки зрения Тролля", Эллен Датлоу / 4 - читать дальшезадумка, безусловно, интересная. исполнение же напоминает сборник рассказов молодых писателей с какой-нибудь не очень известной книжной премии. некоторые сказки к тому же было не так-то просто узнать, наверное, причина в различном менталитете. понравилась предыстория ведьмы из "Гензель и Гретель" («Хрупкое создание») и «Замок Отелло» , а вот «Игра в Золушку» оказалась по-настоящему жуткой.
~~~
~ АВГУСТ
25) ![:heart:](http://static.diary.ru/picture/1177.gif)
26) "Шум прибоя", Юкио Мисима / 3 - читать дальшев очередной раз убедилась, что Мисима - не мой писатель. книга милая, конечно, и море почти такое, как я люблю, но все равно что-то не так.
27) "О блаженной жизни", Луций Сенека - читать дальшедовольно обидно, начинать читать философию для развития, и понимать, что ты это уже знаешь.
28) "Лето с чужими", Таити Ямада / 2 - читать дальшекто-то где-то голословно заявил, что Ямада - второй Мураками (или наоборот). даже рядом не стояло. редкостная тягамотина и предсказуемость.
~~~
~ ОКТЯБРЬ
29) "Роковая музыка", Терри Пратчетт / 330) "У-гу", Карл Хайасен / 4
31) "Шляпа, полная небес", Терри Пратчетта / 3
~~~
~ НОЯБРЬ
32) "Снеговик", Ю Несбё / 2 - читать дальше~~~
~ ДЕКАБРЬ
32) "Под куполом", Стивен Кинг / 4 ![](http://media.tumblr.com/e2ae39834137ef8b05bdfd398847b058/tumblr_inline_mkxk6yWIQV1rzgahf.png)
1) "Поселок", Кир Булычев / 5 - читать дальше
![](http://media.tumblr.com/83f69b465b135da984ad4110f263a0c6/tumblr_inline_mkxk79yrhe1rzgahf.png)
@темы: bookworm
спасибо за него.)